Организация уроков внеклассного чтения в начальной школе. Рекомендации.

1 класс

Структура урока:

  1. Рассматривание принесенных учителем объектов, обеспечивающих восприятие произведения на слух /2-3 мин /    
  2. Выразительное чтение учителем художественного произведения /3-7 мин /
  3. Воссоздание детьми прочитанного, размышление о прослушанном /4-6 мин /
  4. Работа с книгой: показ книги; обсуждение: может ли быть в этой книге прочитанное произведение; чтение-рассматривание; нахождение произведения в книг /3-4 мин /
  5. Рекомендации на дом / 1 мин /

       Требования к уроку:

  • книги приносит на урок учитель, а не дети;
  • заранее темы занятий не объявляются;
  • работа с книгой идет только вслед за учителем, по следам урока;
  • занятия проводятся еженедельно (15-20 мин). 

2 класс

Структура урока:

  1. Решение задач по ориентировке в книгах                                   до 3 мин.
  2. Чтение учителем художественного произведения  вслух         до 7 мин.
  3. Рассуждения о прочитанном                                                          до 3 мин.
  4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой   ...   до 3 мин.
  5. Чтение учащимся названного учителем произведения  про себя (самостоятельно) ...    до 10-12 мин.
  6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения - рассматривания в коллективной беседе   ...   до 7-10 мин.
  7. Рекомендации по внеурочной деятельности с книгой  на текущую неделю   ...   1-2 мин.

Требования к уроку:

  • Любому чтению (и учителя и учащихся) предшествует самостоятельное знакомство учащихся с книгой.
  • Обязательным является только чтение на уроке под наблюдением учителя. Домашнее чтение - лишь по желанию ребенка.
  • Уроки проводятся 1 раз в неделю.

 3-4 классы      

Требования к уроку:

1. На одну тему - 2 урока внеклассного чтения (2 недели) разной структуры:

  • 1 урок - общее знакомство с произведениями писателя в классе под руководством учителя.
  • 2 урок - самостоятельная работа с книгой того же писателя.

      2. Обязательно домашнее задание после урока 1 типа, выполнение которого оценивается на 2 уроке (оценивается не объем, а качество и осознанность прочитанного).

       3. Один  раз в конце четверти проводится урок - отчет.

Структура урока 1 типа:

  1. Самостоятельное рассматривание новой книги под наблюдением учителя с последующим анализом того, что дети увидели в этой книге, о чем подумали, что вспомнили.   ...   до 5 мин.
  2. Чтение учителем любого произведения из книги.   ...   до 5 мин.
  3. Самостоятельное отыскание детьми заданного учителем произведения из той же книги  самостоятельно же на уроке его прочтение про себя.   ...   до 15-20 мин.
  4. Работа с простейшей библиографической карточкой:   Заходер Б. Сказка про ежика: из В. Котомской
  5. Коллективное обсуждение прочитанного детьми.   ...   до 12-15 мин.
  6. Домашнее задание:
  • найти книги этого писателя
  • выбрать произведения для самостоятельного чтения
  • научиться читать его выразительно
  • принести прочитанную книгу в класс на выставку
  • оформить по желанию карточку на прочитанную книгу

 Структура урока 2 типа:

  1. Работа с выставкой отобранных и прочитанных детьми за неделю книг:    ...   до 7-10 мин.
  • правильное называние и короткая характеристика каждой книги (о чем она?, что в  ней)
  • Систематизация книг на выставке по содержательным признакам (пр-р, книги о войне, о детях и т.д.)                                                                                                      
  1. Обмен читательским опытом: коллективный выбор и обсуждение тех книг, о которых  хочется поговорить в первую очередь, рассказ об авторе  по его книгам   ...   ...    до 30-35 мин.
  2. Работа на этапе предполагает короткие высказывания об избранных книгах, выразительное - для других : - чтение произведения или отрывков из него (наизусть или  по тексту), демонстрацию наиболее удачных; по мнению ребят, иллюстрации, рассматривание фотографий писателя, изучение сведений о нем, помещенных в предисловии и почерпнутых из текста.
  3. Задание на дом - продолжить чтение тех произведений данного писателя, которые захотелось прочитать или перечитать после коллективного обсуждения.

 Структура урока – отчета:

 1.   Групповое выступление учащихся по заранее заданному  учителем плану              до 30 мин

2.      Рассказ учителя о новых книгах                                                                                       до 5 мин

3.      Коллективная литературная игра (или конкурс) по избранной теме                         до 10 мин

 Примерный план подготовки к групповым выступлениям:

 1.      Подумайте, какие книги вы хотите включить в список с заглавием «Моя Родина».

2.      Напишите такой список и оформите его рисунком.

3.      Найдите в одной из книг рисунок - изображение героя, который можно показать, что (спросить « Кто здесь нарисован? Из какой он книги? »).

4.      Отберите интересное стихотворение о Родине.

5.      Научитесь его выразительно читать, лучше коллективно.


Примерная тематика уроков внеклассного чтения. 1 - 4 классы.

495RU.ru Top-uCoz GlavBoard.ru Анализ сайта Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Белый каталог сайтов Методсовет Сайт SafeWeber.ru