Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...» 

 Основные цели

  1. Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
  2. Повторение и закрепление учебного материала.

Структура урока

1.  Самоопределение к деятельности.  Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по­вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, осно­ванный на положительном опыте прошлых уроков.

        2.  Актуализация знаний.

1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — по­нятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

2)   Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятель­ности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3.  Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся,
допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.  Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполня­ют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


        4.  Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).  Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным спосо­бам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правиль­ного применения эталонов.

         5.  Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).  Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.


7.  Включение в систему знаний и повторение.  При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащи­еся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют преды­дущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).


8.  Рефлексия деятельности (итог урока).  Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо­собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вы­звавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов дея­тельности, намечают цели последующей деятельности.


Алгоритм конструирования урока рефлексии

 

  1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
  2. Составление списка способов действий (норм) — понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
  3. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).
  4. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и ихфиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.
  5. Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
  6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
  7. Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
  8. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
  9. Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
  10. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий  и форм работы.
  11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  12. Определение способа проведения этапа рефлексии.

495RU.ru Top-uCoz GlavBoard.ru Анализ сайта Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Белый каталог сайтов Методсовет Сайт SafeWeber.ru