Программа краеведческого курса
"Иваново - любимый край родной"

Как же возникла идея создания такого проекта?

      Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Однажды, путешествуя с семьёй по Золотому кольцу России, услышала весьма нелестный отзыв о нашем городе из уст одного попутчика. Отчасти он был прав. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь,  нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».  Поверьте, изучая историю Ивановского  края, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам. Так была разработана Программа курса краеведения, написаны Учебное пособие и Рабочая тетрадь для 2 класса. За год апробации в Программу были внесены изменения в раздел "Планируемые результаты" в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В проекте - Учебные пособия и Рабочие тетради для учащихся 3 и 4 классов.

Программа курса имеет положительный отзыв заместителя директора по НМР МОУ лицея № 22, методиста МОУ МЦ города Иванова МАЙОРОВОЙ Т. А.

Программа и учебные пособия прошли экспертизу Института развития образования Ивановской области. 

Пояснительная  записка.

          В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями».   Предпосылкой для создания  Программы по краеведению  стало  отсутствие  в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана  подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ  для  начальной школы  федерального и местного значения.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

               Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

           Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные  ценности.  В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование  характера,  мышления,  речи  человека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственных  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине.  Любовь  к  родине  подрастающего  поколения  начинается  с  ощущения  родного  края,  родной  земли.  Материал  по  краеведению  является  богатым  источником,  дающим  возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании  учащихся,  которые  возникли  в  последнее  время. 

            Настоящий    курс  краеведения  «Иваново – любимый  край  родной»  предусматривает  реализацию  регионального  компонента  содержания  образования  по  предмету  «Окружающий  мир».  Программа  разработана  на  основе  системных  учебных  курсов  с  экологической  направленностью  «Зелёный  дом»  под  руководством  А. А. Плешакова.  Однако  содержание курса краеведения   качественно  отличается  от  содержания  предмета  «Окружающий  мир».   Принципиальной особенностью  краеведческого курса  является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона  проживания,  города Иванова  и в целом Ивановской области.

Содержание  предмета  отражает  комплексно-системный  подход  к  изучению  родного  края,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой  край  как  сложный,  многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент  в  структуре  единого  государства.  Такой  подход  даёт  возможность   рассматривать  природные, экономические,  социальные  и  культурные  факторы,  формирующие  и  изменяющие  состояние  родного  региона,  в  их  взаимодействии.  Это  наиболее  эффективный  путь  формирования  научного  мировоззрения,  целостной  картины  среды  обитания,  системы  социальных,  культурных  и  экологических  взглядов,  ценностного  отношения  учащихся  к  родному  краю,  как  на  эмоциональном,  так  и  на  рациональном  уровне.

Программа  призвана  дать  достаточно  полное  и  целостное  представление  об  историческом  прошлом  Ивановского края,  его  настоящем.  Практические,  частично-поисковые  и исследовательские  методы  и  приёмы  организации  учебной  деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся  навыков  работы  со  всевозможными  источниками  краеведческой  информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  рукописными  материалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами,  средствами  телевидения,  радио  и  печатными  периодическими  изданиями,  а  также  художественной  литературой.

Краеведческий  курс  рассчитан  на  преподавание  во  2-4  классах  начальной  школы и предусматривает  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю)  в  рамках организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы.  Программа  курса  содержит  3  раздела:  «Я  и  моя  семья»,  «Ивановский  край – наша  малая  Родина»,  «Иваново – любимый город  мой».  Каждая  тема  ежегодно  расширяется  и  конкретизируется  в  соответствии  с  возрастными  особенностями  учащихся  начальной  школы.

Цели  курса.

·           Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства. 

·           Воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  города.

                            

                                            Задачи   курса.                                                            

·         Ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  жизнью  населения  Ивановской  области,  участием  и   значением  родного  края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России.

·         Развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формирование  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение  деятельной  любви  к  родному  месту  проживания.

·         Укрепление  родственных  и   семейных  связей  через  погружение  в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  для  укрепления  отношений  между   представителями  разных  поколений.

·         Развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся.

·         Формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни.

·         Профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейшего  образования,  выбора  профессии  и  места  работы.

·         Овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.

·         Ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

            Программа  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий с учащимися.  Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации.  А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии,  выход в театры и библиотеки города.

           Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает  выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, предусмотренные в  Рабочей  тетради  после изучения конкретных тем.  Изучение дополнительной литературы,  поиск  иллюстративного  материала   и  фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих  и проектных  работ.

           Оценка знаний и умений учащихся  проводится с помощью анализа тестовых контрольных, письменных творческих  и  проектных работ, диагностических заданий по безотметочной системе.  Помимо этого учитывается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы.

В настоящее время Московским издательством Планета готовятся к публикации все составляющие краеведческой программы:

  • Программа  курса с тематическим планированием, контрольно-измерительными материалами и методическими рекомендациями.
  • Учебник для 2 класса.
  • Рабочая тетрадь для 2 класса.
495RU.ru Top-uCoz GlavBoard.ru Анализ сайта Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Белый каталог сайтов Методсовет Сайт SafeWeber.ru